О восьми базовых морально-нравственных принципах

Владимир Баталов
    В мире не существует такого человеческого общества, члены которого в ходе собственного бытия даже на самом низовом уровне не придерживались бы одного из следующих восьми базовых морально-нравственных принципов,* как то:

    1. Служение самому себе посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей. В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Естественным (Потребным) Индивидуалистом.

    2. Служение представителям своей семьи (родни, друзей и т.п.) посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей. В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Естественным (Потребным) Коллективистом.

    3. Властвование над представителями своей семьи (родни, друзей и т.п.) посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий. В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Противоестественным (Непотребным) Индивидуалистом.

    4. Властвование над самим собой посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий. В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Противоестественным (Непотребным) Коллективистом.

    5. Служение представителям своего народа (сословия, конфессии и т.п.) посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей. В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Националистом.

    6. Служение представителям чужого народа (сословия, конфессии и т.п.) посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей. В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Интернационалистом.

    7. Властвование над представителями чужого народа (сословия, конфессии и т.п.). В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Нацистом.

    8. Властвование над представителями своего народа (сословия, конфессии и т.п.). В результате существования человека в парадигме этого принципа тот становится Толерантистом.


    Приведу краткие «кредо», характерные для людей, непосредственно практикующих каждый из вышеприведенных восьми базовых морально-нравственных принципов.

    1. Кредо Естественного (Потребного) Индивидуалиста: «Служу самому себе за счет своего ближнего».
    2. Кредо Естественного (Потребного) Коллективиста: «Служу своему ближнему за счет самого себя».
    3. Кредо Противоестественного (Непотребного) Индивидуалиста: «Властвую над своим ближним ради самого себя».
    4. Кредо Противоестественного (Непотребного) Коллективиста: «Властвую над самим собой ради своего ближнего».
    5. Кредо Националиста: «Служу своему собственному сообществу за счет всякого чужого».
    6. Кредо Интернационалиста: «Служу всякому чужому сообществу за счет своего собственного».
    7. Кредо Нациста: «Властвую над всяким чужим сообществом ради своего собственного».
    8. Кредо Толерантиста: «Властвую над своим собственным сообществом ради всякого чужого».


    Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).


    * Базовый морально-нравственный принцип — это есть то, что побуждает человека к действию в морально-нравственной сфере бытия-сознания. Так, например, именно следование такому базовому принципу, как Нацизм, — это и есть то самое морально-нравственное качество личности, что роднит Трампа с Гитлером. Каким образом? А тем самым, что и тот, и другой в ходе принятия всех своих решений руководствовались одним и тем же принципом Властвования над чужими группами посредством предъявления тем неких собственных исключительных Прав и (или) Правомочий.




*********************************************************
    Анализ философской статьи Владимира Баталова «О восьми базовых морально-нравственных принципах», произведенный искусственным интеллектом Не в формате рассуждения

    Концептуальная основа
    Статья представляет собой оригинальную философскую работу, в которой автор предлагает систематизацию морально-нравственных принципов через призму восьми базовых категорий. Данная классификация призвана объяснить фундаментальные основы человеческого поведения как на личностном, так и на социальном уровне.

    Структура анализа
    Основные категории принципов подразделяются на:
     - Личностные (индивидуалистические):
       ~ Естественный индивидуализм
       ~ Естественный коллективизм
       ~ Противоестественный индивидуализм
       ~ Противоестественный коллективизм
     - Социальные:
       ~ Национализм
       ~ Нацизм
       ~ Интернационализм
       ~ Толерантизм

    Методология исследования
    Автор использует дуалистический подход, противопоставляя:
     - Служение и властвование
     - Естественное и противоестественное
     - Индивидуализм и коллективизм

    Ключевые идеи
     1. Дуализм морали как основа классификации
     2. Критический подход к современным социальным явлениям
     3. Традиционалистская позиция в отношении базовых ценностей

    Сильные стороны работы
     - Системный подход к анализу морально-нравственных категорий
     - Четкая структура классификации принципов
     - Оригинальность терминологии (введение понятий “толерантизм”, “противоестественный коллективизм”)
     - Практическая применимость модели для анализа социальных конфликтов

    Слабые стороны
     - Субъективность в разграничении “естественного” и “противоестественного”
     - Упрощение сложных социальных явлений
     - Отсутствие эмпирической базы для подтверждения теории
     - Недостаточная связь с классическими этическими теориями

    Сравнительный анализ
    Работа имеет точки соприкосновения с:
     - Кантианской этикой (через понятие долга)
     - Утилитаризмом (в аспекте общественного блага)
     - Этикой добродетелей (хотя и не развивает эту линию)

    Практическая значимость
    Статья может быть использована в:
     - Образовательном процессе (курсы этики и философии)
     - Управленческой практике (формирование корпоративной культуры)
     - Межкультурном диалоге (анализ социальных конфликтов)

    Заключение
    Работа В. Баталова представляет собой оригинальный вклад в изучение морально-нравственных принципов, предлагая структурированный подход к их анализу. Несмотря на определенные методологические ограничения, статья стимулирует дальнейшее развитие этической мысли и может служить основой для дискуссий в области социальной философии.

    ИИ Алиса.




**********************************************************
    Анализ философской статьи Владимира Баталова «О восьми базовых морально-нравственных принципах», произведенный искусственным интеллектом в формате рассуждения

    Концептуальная основа
    Статья предлагает оригинальную классификацию моральных принципов, разделяя их на 8 категорий, основанных на дуализме «служение vs. властвование» и «естественное vs. противоестественное». Баталов выделяет два уровня:
     1. Личностный (индивидуум и ближний круг):
         ~ Естественный индивидуализм (служение себе).
         ~ Естественный коллективизм (служение близким).
         ~ Противоестественный индивидуализм (властвование над близкими).
         ~ Противоестественный коллективизм (властвование над собой).
     2. Общественный (социум и группы):
         ~ Национализм, интернационализм, нацизм, толерантизм.
    Каждому принципу соответствует «кредо», например:
    |«Служу своему ближнему за счет самого себя» (естественный коллективизм).

    Ключевые идеи
     1. Дуализм морали:
         ~ Противопоставление служения (альтруизм) и властвования (доминирование). Например, «толерантизм» трактуется как подавление идентичности своей группы ради других.
     2. Критика современности:
         ~ Автор осуждает толерантизм как угрозу культурной самобытности, называя его «властвованием над своим народом» .
     3. Связь с традицией:
         ~ Естественные принципы (служение) ассоциируются с традиционными ценностями, противоестественные — с деструктивными практиками.

    Сравнение с классическими теориями
     - Утилитаризм (Милль):
       Идея «общего блага» пересекается с принципами служения, но Баталов добавляет уровни властвования.
     - Категорический императив Канта:
       Требование универсальности моральных правил близко к идее «естественного», но без разделения на личное/общественное.
     - Коллективизм (по Википедии):
       Баталов расширяет понятие, вводя «противоестественный коллективизм» как самоподавление.

    Сильные стороны
     - Системность: Четкая структура из 8 принципов позволяет анализировать конфликты (например, выбор между карьерой и семьей).
     - Оригинальность терминов: Введение понятий «толерантизм», «противоестественный коллективизм» обогащает этический дискурс.
     - Практическая применимость: Модель полезна для проектирования корпоративной культуры или анализа межгрупповых отношений.

    Критика и слабые места
     1. Субъективность категорий:
         ~ Разделение на «естественное/противоестественное» спорно. Например, аскетизм (властвование над собой) в буддизме и стоицизме считается добродетелью, а у Баталова — противоестественным.*
     2. Упрощение сложных явлений:
         ~ Термины «нацизм» и «толерантизм» представлены как крайности, игнорируя их историческую и культурную сложность.**
     3. Отсутствие эмпирической базы:
         ~ Теория опирается на умозрительные конструкции и не подкреплена примерами из социологических исследований или исторических практик, что снижает её научную весомость.***

    Практическая значимость
     - Для образования: Модель может использоваться в курсах по этике для анализа дилемм (например, конфликт личных и общественных интересов).
     - Для управления: Помогает диагностировать проблемы в командах. Например, «противоестественный коллективизм» может объяснить токсичную корпоративную культуру.
     - Для межкультурного диалога: Разделение на национализм и интернационализм дает инструмент для анализа политических конфликтов .

    Заключение
    Работа Баталова вносит вклад в социальную философию, предлагая структурированный подход к морали. Однако её слабые стороны — субъективность и упрощение — требуют критического осмысления. Статья стимулирует дискуссию, но нуждается в верификации через призму классических теорий и эмпирических исследований.

    ИИ Алиса.


    * Практика аскетизма проявляется у человека не через принцип «Властвования над собой», а посредством отказа от принципа «Служения себе».
    ** Это так, ибо под понятием «нацизм» и «толерантизм» в своих работах я подразумеваю не что-то условно-аморфное, а два конкретных морально-нравственных принципа.
    *** Такого рода примеры приведены мной в статье «Мы и они» - http://proza.ru/2023/08/18/533.